НАЦИОНАЛИЗАЦИИ АЛЬТЕРНАТИВЫ НЕТ

Национализации альтернативы нет

Разделы сайта
Информация

SEO_Stat Google bot last visit powered by PrMania.Net

 

Приватизация железных дорог в Канаде

 

ПРИВАТИЗАЦИЯ КАНАДСКИХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ И СЕТИ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ

Тони Вульфарт, национальный представитель
исследовательский отдел,
Канадский профсоюз автомобилистов (CAW)

Канадский профсоюз транспортников –
краткая справка

Канадский профсоюз автомобилистов (CAW) представляет интересы 215 тысяч работников различных отраслей экономики по всей территории Канады. CAW сравнительно недавно работает в сфере перевозок, объединяя приблизительно 40 тысяч ее работников. До 1985 года Канадский профсоюз автомобилистов представлял в основном работников, занятых в производстве автомобилей и запасных частей для автомобилей и территориально сосредоточенных преимущественно в провинции Онтарио. В 1986 году к нам присоединился профсоюз авиаторов, а в начале 90–х – профсоюзы железнодорожников. Сегодня мы представляем около 15 тысяч железнодорожников, и являемся крупнейшим профсоюзом в системе железных дорог Канады.

Существовало много предпосылок для слияния профсоюзов, однако к ним никак нельзя отнести опыт CAW в сфере перевозок. В этой области у нас не было никакого опыта! Однако мы разделяли определенные принципы с профсоюзами, вступившими с нами в союз. У нас была богатая история деятельности в рабочей среде и борьбы за права рабочих. И мы верили в профсоюзное движение и прикладывали все силы для мобилизации своих членов в защиту национальных интересов. Например, мы боролись против свободной торговли не только потому, что понимали, что это приведет к увольнениям в автотранспортной отрасли, но также и потому, что мы знали – соглашение создаст угрозу нашим государственным интересам. Профсоюзы железнодорожников и авиаторов, объединившиеся с нами, были как и мы канадскими профсоюзами с богатыми национальными традициями и историей борьбы за права трудящихся.

Наше объединение превратило нас в истинно национальный профсоюз, и мы не можем и дальше замыкаться только на провинции Онтарио. Объединение с Канадским братством железнодорожников и неквалифицированных рабочих (CBRT) привело нас в Международную федерацию транспортников (МФТ), вероятно наиболее действенную из международных секретариатов, имеющую богатую историю мобилизации трудящихся и укрепления международной солидарности.

Приватизация Канадских национальных
железных дорог

Канадские национальные железные дороги (CNR) были приватизированы в 1995 году находящимся у власти либеральным правительством Премьер–министра Жана Кретьена. Это стало одной из крупнейших акций по приватизации в истории Канады – сделка, оцениваемая в 2,2 миллиарда долларов. (Все цифры даны в канадских долларах, если не указано иного).

Не существовало никаких ограничений в отношении собственности для иностранцев, как это имело место в случае с проведенной перед этим приватизацией федеральных государственных корпораций, таких как Канадские авиалинии, Канадская нефтяная компания и т.д. Единственное требование заключалось в том, чтобы ни один из акционеров не владел более 15% собственности приватизированной компании. Сегодня акции Канадских национальных железных дорог продаются на фондовом рынке, и 80% акционеров составляют американцы. Большинство принадлежащих им акций обращаются на Нью–йоркской фондовой бирже.

Подготовка к приватизации началась за 6 лет до этого. В 1989 году CNR учредили самостоятельную компанию VIA Rail для управления финанасируемыми государством железнодорожными пассажирскими перевозками. Тысячи рабочих мест оказались сокращены, количество работников в компании уменьшилось с 33 341 в 1992 году до 26 951 в 1995 году – сокращение на 19 % в течение всего лишь трех лет. Для повышения рентабельности были произведены дополнительные капитальные вложения. Например, в 1993 году был построен тоннель в Сарниа, Онтарио стоимостью 200 миллионов долларов, рассчитанный на транспортировку контейнеров в два яруса между Онтарио и Мичиганом. Нерентабельные железнодорожные линии были законсервированы – этот процесс получил ускорение в условиях приватизации. В год, когда произошла приватизация, федеральное правительство выделило Канадским национальным железным дорогам 900 миллионов долларов.

Выше прибыль, меньше работников

Имущество Канадских национальных железных дорог было распродано по 27 долларов за акцию. В июле 1999 года акции оценивались в 105 долларов – почти вчетверо выше стоимости в момент приватизации, что означает 288 % прибыли. Очевидно, что Канадские национальные железные дороги были распроданы значительно ниже своей реальной стоимости, и основными владельцами прибыли стали американские акционеры.

После начала приватизации Канадские национальные железные дороги продолжали снижать расходы, сохраняя при этом (то есть не увеличивая) свои доходы на уровне 4 миллиардов долларов в год. Целью было снижение “коэффициента издержек”. Коэффициент издержек на железных дорогах определяется в процентном отношении частью дохода, идущего на покрытие эксплуатационных затрат. CNR снизили свой коэффициент издержек с 97% в 1992 году до 81% в 1997 году. В основе этой политики лежит получение большей прибыли при меньшем числе работников.

В течение 1998 года Канадские национальные железные дороги продолжали прикладывать усилия для сокращения затрат и снижения коэффициента издержек. В 1998 коду коэффициент издержек компании был снижен до 73,5%, а последние данные за первую половину 1999 года указывают на доведение его до поразительного уровня в 68,6%. Будучи столь рентабельными, CNR вынудили своего основного конкурента (Канадские тихоокеанские железные дороги) пойти на сокращение своих рабочих мест в целях сохранения конкурентоспособности.

Сокращение работников
и консервация железнодорожных линий

Сокращение работников на Канадских национальных железных дорогах продолжалось после приватизации. К концу 1998 года в штате CNR числилось 21 514 работников, 5 437 человек было сокращено с начала приватизации.

В 1998 году CNR заключили новый коллективный договор с большинством своих профсоюзов, включая самый крупный профсоюз CAW–Canada. Наибольшие успехи были достигнуты в вопросах заработной платы, пенсионного обеспечения, охраны здоровья, обеспечения безопасности и т.д. на базе гарантий CNR о прекращении увольнений. За те недели, когда проходило утверждение договора Канадские национальные железные дороги объявили о новом этапе сокращения рабочих мест.

Профсоюз CAW–Canada выдвинул требование вернуться к согласованию нашего коллективного договора для обсуждения этих новых событий. Канадские национальные железные дороги в конце концов согласились на переговоры, в результате которых было достигнуто устанавливающее прецедент соглашение, которое ограничивает суммарное сверхурочное время работы в случае, если может быть предоставлена штатная работа.

Канадские национальные железные дороги консервируют малодействующие и нерентабельные железнодорожные линии, либо распродают их среди небольших железнодорожных компаний. Трудовое законодательство в Канаде различается внутри провинций, за исключением транспортных перевозок между провинциями – в этом случае действует федеральное законодательство. Продажа небольших линий создает угрозу профсоюзным завоеваниям, так как во многих провинциях законодательно не предусмотрена передача прав правопреемнику.

Канадские национальные железные дороги законсервировали или распродали 12 800 километров железнодорожных путей в период с 1992 по 1998 год.

Канадские национальные железные дороги становятся международной монополией

В 1998 году Канадские национальные железные дороги приступили к проекту в 4,3 миллиарда долларов по взятию под свой контроль и управление базирующейся в США компании Illinois Central, и это объединение было завершено в 1999 году. Это слияние, а также вступление в союз в сфере маркетинга с компанией Канзас–Сити южные железные дороги (KCSR) привели к образованию железнодорожной сети на территории трех государств, входящих в Североамериканское соглашение о свободной торговле (NAFTA). Вновь образованная компания является одной из растущего числа международных монополий.

Слияние CNR и Illinois Central послужит переориентации деятельности компании в направлении север–юг между Канадой и США. Это изменит первоначальную историческую линию в политике компании, когда железные дороги осуществляли перевозки в направлении запад–восток по территории страны и являлись основным фактором, цементирующим развитие Канады как единого государства.

Встреча профсоюзов железнодорожников в Америке

Международная федерация транспортников (МФТ) и ее членские организации из Аргентины, Бразилии, Канады, Сальвадора, США и Венесуэлы на своей Межамериканской конференции профсоюзов железнодорожников достигли соглашения о контроле за развитием этих изменений, поскольку они тесно связаны с углублением международных трудовых отношений.

Во время встречи мы обсудили вопрос о приобретении компании Illinois Central Канадскими национальными железными дорогами и подчеркнули значимость учреждения МФТ специального совета, включающего канадские, американские и мексиканские профсоюзы, а также профсоюзы, не входящие в МФТ, для обсуждения изменений в работе компании.

Мы также обратились к МФТ и ее членским организациям с просьбой предоставить информацию по коллективным договорам в тех случаях, когда железнодорожники в разных странах имеют общих работодателей, приведя в качестве пример деятельность американских компаний в Канаде и на Канадской тихоокеанской железной дороге в Аргентине.

Прибыль компании CNR
и вознаграждение руководящего состава

Последние финансовые итоги работы Канадских национальных железных дорог (за первую половину 1999 года) свидетельствуют о доходах в 196 миллионов долларов. В своем последнем отчете о финансовой деятельности CNR заявили о дроблении акций в соотношении два к одному (выпуск новых акций меньшим номиналом взамен старых), вступающем в силу в сентябре 1999 года.

В 1998 году CNR официально указали годовую прибыль в размере 457 миллионов долларов, так что компания вероятно превысит этот показатель по итогам 1999 года.

Высшие руководители Канадских национальных железных дорог, которые приняли компанию, когда она уже была приватизирована, были щедро вознаграждены за сокращение рабочих мест. Полю Теллье, Президенту и Главному управляющему было выплачено 625 000 долларов в 1995 году, когда CNR были приватизированы. К 1998 году основной оклад Теллье составлял 775 000 долларов плюс премиальные 775 000 долларов, что в сумме составило 1, 55 миллиона долларов. Это означало прирост в 149% всего лишь за три года и поставило Теллье в число 50 наиболее высокооплачиваемых должностных лиц в Канаде!

В 1998 году Поль Теллье был назван журналом Financial Post администратором года. Ирония не достигла цели в отношении работников CNR, некоторые из которых были уволены всего за две недели до оглашения этого решения.

ПРИВАТИЗАЦИЯ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ ВЕДЕТ К СОЦИАЛЬНОМУ НЕРАВЕНСТВУ В РЕГИОНАХ

Приватизация железных дорог ведет к социальному неравенству жителей разных регионов. К такому мнению пришли участники состоявшейся 3-4 ноября 2001 года в Санкт-Петербурге Международной конференции железнодорожников, в которой приняли участие железнодорожники и представители железнодорожных профсоюзов России, Германии, Франции и Великобритании. Проведение конференции связано с выходом в свет постановления правительства РФ о программе структурной реформы на железнодорожном транспорте. По мнению участников конференции, официально объявленные цели проводимой реформы (обеспечение капиталовложений в сферу железнодорожного транспорта, недопущение роста тарифов, через поощрение конкуренции сохранение централизованного управления при приватизация прибыльных секторов) вместе с тем скрывают ее истинное содержание. Железнодорожные профсоюзы считают, что приватизация железнодорожного транспорта неизбежно ведет к росту тарифов, децентрализации управления, дальнейшему износу основных фондов. Кроме того, социальные последствия этих реформ: рост безработицы, снижение безопасности движения; рост травматизма; интенсификация труда работников железных дорог, отмена социальных льгот для клиентов железнодорожного транспорта "тщательно скрываются". Кроме того, приватизация железных дорог ведет к социальному неравенству жителей разных регионов.

/Агентство Бизнес Новостей, 8 ноября /

 

Опрос

Какой, по-вашему, должна быть форма собственности предприятий в стратегических отраслях народного хозяйства?

Частной
Общественной
Без разницы
Поиск по сайту

Мир будущего

Мир будущего - это сайт для мыслящих людей про разум и будущее нашей цивилизации. Главная идея, излагаемая на сайте - о переходе от эмоционального мировоззрения к разумному, изменении людьми своего восприятия мира.

2009 Национализации альтернативы нет
Лицензия Creative Commons