НАЦИОНАЛИЗАЦИИ АЛЬТЕРНАТИВЫ НЕТ

Приватизация в Чили


Тодд Таккер — экономист, политический аналитик и глава исследовательского отдела американской неправительственной организации Public Citizen.


Приватизация привела к уменьшению доступности жизненно важной инфраструктуры и подорвала пенсионное обеспечение

В Чили, к сегодняшнему моменту оказались приватизированными практически все базовые структуры жизнеобеспечения, такие как водо- и электроснабжение, телекоммуникации, образование, здравоохранение, то есть вся инфраструктура и система социальной защиты. Большая часть приватизационных мероприятий была осуществлена во время диктатуры Пиночета. В то время как в 1973 году 179 различных экономических структур контролировалось государством, к 1989 году их число сократилось до 44-х. Как отмечает современный исследователь, «на ранних этапах приватизация в Чили была непрозрачной... Более того, благодаря полному отсутствию свободной прессы использовались совершенно невиданные ее методы – таким образом, практически отсутствует какая бы то ни было информация о приватизации, протекавшей в 70-е гг.»

Притом что диктатура Пиночета идеологически придерживалась приватизационной доктрины, весьма показателен полный отказ от приватизации меднодобывающей промышленности – наиболее значимого сектора экономики. Государственная меднодобывающая компания «Коделко» является крупнейшим в мире производителем меди, и, как показывают опросы, более 90% чилийцев выступают против ее приватизации, вопреки требованиям многих неолиберальных аналитиков.

Несмотря на общепринятую точку зрения, согласно которой приватизация в Чили сравнительно с другими латиноамериканскими странами прошла достаточно гладко, подобные опросы демонстрируют, что большая часть чилийцев не считает приватизацию полезной для страны. Более того, экономисты из Межамериканского банка развития выяснили, что хотя «приватизированные фирмы демонстрируют заметный рост эффективности... их доходы не отличаются от доходов частных фирм в тех же секторах экономики. Это позволяет нам утверждать, что чилийские государственные предприятия были эффективными и до приватизации. В смысле прибыльности, приватизированные предприятия в регулируемых секторах демонстрируют практически схожие прибыли. Показательно, что приватизация привела к увеличению числа работников на этих предприятиях, а это, в свою очередь, не свидетельствует о сверхзанятости в государственном секторе... Прибыльность в регулируемых секторах является следствием более эффективного использования физического капитала и того, что регулирующие органы более неспособны распределять увеличивающуюся прибыль в пользу потребителей».

Эти исследования иллюстрируют, что, в противоположность общепринятой неолиберальной премудрости, приватизационные инструменты, предполагающие наибольшую степень послеприватизационного контроля, обеспечивают лучшую эффективность и прибыльность, чем менее регулируемые, демонстрируя тем самым, что регулирование совсем не исключает увеличения производительности предприятий.

Ниже мы рассмотрим примеры нескольких секторов, переживших приватизацию.

Водоснабжение

Приватизация чилийской системы водоснабжения началась с конца 80-х гг. В основе приватизации был тезис о том, что следует заставить потребителей полностью оплачивать стоимость использования воды (добавив к ней норму прибыли, обеспечивающую существование частных – и по большей части иностранных – компаний). Кроме того, какие бы то ни было социальные субсидии должны быть ликвидированы. Согласно публикациям Всемирного банка, несмотря на незначительное увеличение количества населения, обеспеченного доступом к водоснабжению, в среднем действительная стоимость водоснабжения и канализации утроилась за послеприватизационное двенадцатилетие. Неправительственная организация Food & Water Watch выяснила, что сотни беднейших семей, оказавшиеся неспособными платить, были лишены водоснабжения, при этом Чилийская организация пользователей и потребителей (ODECU – чилийская ассоциация социальной защиты) изучила 15 000 счетов за водоснабжение и выяснила, что расценки увеличились не менее чем на 100%, а в некоторых случаях – и на 200%.

Образование

Последним мероприятием правительства Пиночета явилась частичная приватизация школьной системы, создание системы грантов и децентрализация, лишившие общественные школы необходимых ресурсов. Как следует из расследования, проведенного в Чили газетой «Нью-Йорк Таймс», «частные школы расходуют на ученика в пять раз больше беднейших общественных школ». В ответ на забастовки учеников правительство Бачелет недавно анонсировало программу крупных инвестиций в разваливающуюся образовательную систему. Здравоохранение. В Чили частичная приватизация системы здравоохранения привела к неуклонному снижению качества обслуживания бедняков и среднего класса, равно как престарелых и инвалидов. В результате приватизации системы здравоохранения ее себестоимость увеличилась вдвое, а обслуживает она, как правило, богатых, молодых и здоровых. Как показывают исследования, лишь одна пятая часть населения имеет доступ к системе здравоохранения, в то время как 7.2% клиентов частного сектора – старше 65 лет.

Очередным свидетельством того, что Чили куда как менее «неолиберально», чем это готовы признать некоторые аналитики, равно как и того, что чилийцы отнюдь не считают результаты приватизации социально полезными, явилась программа президента Бачелет по облегчению доступа к системе здравоохранения, в том числе предполагающей бесплатное больничное обслуживание лиц старше 60 лет. В течение своего четырехлетнего срока президент также пообещала открыть порядка 800 государственных школ по подготовке медицинских работников, что обеспечит обслуживанием порядка 25000 детей. «Несправедливость начинается с колыбели, если не все дети получают равные возможности... Поэтому я хочу начать свое правление с ясного сигнала о том, что мы хотим создать равные условия для всех и каждого».

Социальная защита и пенсионная система

В отличие от многих других секторов крушение приватизированной чилийской системы социальной защиты освещалось достаточно широко. Согласно данным Центра экономических и политических исследований, в сравнении с возможностями государственной системы приватизированная система социальной защиты гораздо менее эффективна, коль скоро она, в отличие от государственной, не позволяет экономике корректировать административные расходы. Кстати говоря, административные расходы чилийского социального обеспечения достигают 15% в год, притом что в США государственная система расходует 0.3%, и это лишь один из многих примеров общей неэффективности приватизационной политики. Одной из причин подобной неэффективности являются сборы, взимаемые с пенсионеров каждый раз, когда они пересматривают условия обслуживания. Согласно исследованиям только три процента осведомлены о комиссионных сборах, взимаемых менеджментом пенсионных фондов, что свидетельствует о полной непрозрачности всей системы. Оба кандидата на последних президентских выборах в Чили согласились с тем, что система социального обеспечения нуждается в совершенствовании хотя бы и из-за колоссального налогового давления приватизации на правительство. Но одним из самых красноречивых фактов, иллюстрирующих положение пенсионеров в Чили, является то, что всемогущая военная диктатура Пиночета предпочла сохранить пенсионное обеспечение военнослужащих в руках государства.

Читайте также "Борьба за Чили или Как неолиберальные политики фальсифицируют экономическую историю Чили.