НАЦИОНАЛИЗАЦИИ АЛЬТЕРНАТИВЫ НЕТ

Приватизация в Объединенных Арабских Эмиратах

Саудовская Аравия – королевство. Глава государства и глава правительства — король. При нем существует в качестве законодательного органа Консультативный совет, решения которого, правда, носят исключительно рекомендательный характер. Политических партий в стране нет. Страна делится на 13 провинций, главами которых являются члены королевской семьи, назначаемые королем.

Несмотря на постепенную приватизацию, в Саудовской Аравии по-прежнему доминируют крупные госкомпании, обычно являющиеся монополиями в той или иной отрасли. В их числе – государственная нефтяная компания страны Saudi ARAMCO, химический и нефтехимический концерн Saudi Arabian Basic Industries Corporation (SABIC), телекоммуникационная компания Saudi Telecommunications Company (STC), электроэнергетическая Saudi Electricity Company (SEC) и занимающаяся вопросами водоснабжения и опреснения морской воды Saline Water Conversion Corporation (SWCC). До нефтяного бума 1970-х многие из этих компаний были полностью или частично в частных руках, потом подверглись огосударствлению, сейчас частный сектор развивается вновь, но преимущественно в сфере услуг, сверхдоходная нефтяная отрасль по-прежнему остается под королевским контролем. С 1980 года добычей и переработкой нефти в стране занималась только ARAMCO, и лишь в марте 2004 ситуация изменилась, когда сразу три иностранных компании – российский ЛУКОЙЛ, китайская Sinopec и совместное предприятие итальянской Eni и испанской Repsol – подписали 40-летний контракт с саудовским правительством о разработке месторождений и производстве нефти в стране. Это первый случай за 25 лет, когда иностранным компаниям было разрешено добывать нефть в Саудовской Аравии. Другие нефтяные гиганты мира, такие как ExxonMobil, Shell или ChevronTexaco, тоже давно сотрудничают с Саудовской Аравией, но только в виде совместных предприятий с SABIC, и занимаются они только переработкой нефти и газа, но не добычей.

Банковский сектор также, в общем и целом, остается под контролем государства. Все 12 коммерческих банков Саудовской Аравии контролируются властями в лице министерства финансов.

В Саудовской Аравии телекоммуникационный сектор до 1998 года находился под контролем государственного министерства почт, телефонной и телеграфной связи. В 1997 году был принят закон о частичной либерализации этого сектора, который подразумевал, в частности, выделение телекоммуникационного бизнеса, услуг мобильной и стационарной связи, в отдельную акционерную компанию, которая позднее будет подвергнута приватизации. В результате летом 1998 была образована Saudi Telecommunications Company (STC или Saudi Telecom), которая сейчас является одной из наиболее успешных компаний страны в ненефтяном секторе. В 2003 правительство получило дополнительный доход, продав 30% акций Saudi Telecom (акции были проданы гражданам страны, а также двум фондам – пенсионному и фонду социального страхования). Число заявок на покупку акций в 3,5 раза превысило предложение.

В 1999 году правительство страны огласило планы скорой приватизации электроэнергетического сектора, которые, правда, пока не реализованы.

На рынке авиаперевозок доминирующее положение занимает национальный авиаперевозчик Saudi Arabian Airlines (Saudia). Некоторое время назад она вообще была монополистом в этой области, но в 2003 году правительство страны одобрило закон, разрешающий конкуренцию в секторе внутренних авиаперевозок. Всего в Саудовской Аравии 205 аэропортов, из них 75 имеют взлетно-посадочные полосы с твердым покрытием.

Саудовская Аравия обладает также крупнейшей на Ближнем Востоке сетью морских перевозок – в ее распоряжении 6 торговых портов и 2 промышленных.

Приватизационная стратегия, нацеленная на дальнейшее усиление роли частного сектора в экономике королевства, была разработана в 2002 и нашла выражение год спустя в резолюции номер 219 Совета министров Саудовской Аравии. Были определены варианты приватизации, ее временные рамки и намечен список предприятий. Основными вариантами приватизации были названы заключение контрактов на управление, аренда предприятий и их полная или частичная продажа частным акционерам. Были названы 20 секторов экономики, где планировалось развернуть приватизационную деятельность. Среди них – авиационный сектор, где рассматриваются варианты приватизации авиакомпании Saudia, железнодорожный сектор, где изучается возможность приватизации Saudi Railways Organization, сектор морских услуг, гостиничный сектор, сектор услуг в сфере образования и здравоохранения. Сейчас в 13 крупнейших компаниях указанных секторов активно идут процессы подготовки к приватизации, тем не менее правительство пока сохраняет за собой полный или преимущественный контроль над этими компаниями.