НАЦИОНАЛИЗАЦИИ АЛЬТЕРНАТИВЫ НЕТ

ЗИЛ: завод как зеркало российской истории

Старейшему российскому автозаводу исполняется 90 лет. Почти вековая история производства грузовых автомобилей на столичном заводе отражает все основные вехи развития отечественной политической и экономической системы.

В судьбе старейшего российского завода «ЗИЛ» как в зеркале отразилась вся история российского автомобилестроения. Созданное накануне Октябрьской революции Автомобильное Московское Общество (АМО), получившее впоследствии название АМО ЗИЛ, - пережило все катаклизмы российского двадцатого века: национализацию в 1918 г., индустриализацию в 20-30-х годах, эвакуацию в годы Великой Отечественной Войны.

ЗИЛ: завод как зеркало российской истории

Послевоенная модернизация завода вылилась в серьезную работу не только над увеличением производственных мощностей, но и над качеством выпускаемых машин, расширением модельного ряда техники для различных целей. Широкая по тогдашним меркам производственная линейка включала в себя и правительственные лимузины, и знаменитые самосвалы ЗИЛ 130, и автобусы, и военную технику и даже велосипеды.

Именно благодаря ЗИЛовским специалистам выпустил в 50-х годах ХХ века первые грузовики и самосвалы Китай... Именно ЗИЛовской техникой оснащались долгое время войска стран соцлагеря в послевоенные годы...

В лучшие времена производственные мощности завода позволяли выпускать до 200 тыс. автомобилей в год. И значительная часть этого объема шла по государственному заказу для вооруженных сил или ударных комсомольских строек.

ЗИЛ неоднократно был пионером применения в отечественном автомобилестроении многих конструктивных новинок. Среди них гидравлический привод тормозов (1931 г.), 12-вольтовая система оборудования (1934 г.), восьмицилиндровый двигатель и радиоприемник (1936 г.), гипоидная главная передача и стеклоподъёмники с сервоприводом (1946 г.), четырехкамерный карбюратор и кондиционер (1959 г.), четырёхфарная система освещения (1962 г.), дисковые тормоза (1967 г.).

Но сразу после распада СССР огромное инертное производство оказалось в сложной ситуации. Производственная кооперация с другими регионами, а теперь уже и самостоятельными странами прервалась. Госзаказ сократился. Сельскохозяйственные и транспортные предприятия, которые всегда были основными потребителями продукции завода – оказались сами на грани выживания. В условиях гиперинфляции 90-х годов многие из них длительное время не могли себе позволить обновление автопарка, эксплуатируя подержанные самосвалы, грузовики и спецтехнику. Да и сам завод в 1992 г., попав под первую волну приватизации, превратился в акционерное общество с неясными перспективами и неопытным для рыночных условий менеджментом.

ЗИЛ: завод как зеркало российской истории

Результат не замедлил сказаться – производство стало неуклонно сокращаться, убытки от продаж – расти как снежный ком... Вслед за другим столичным автогигантом – заводом АЗЛК, выпускавшем легковые автомобили «Москвич», - над ЗИЛом нависла угроза банкротства. Если бы Московские власти не поддерживали завод, считая его градообразующим предприятием, то, наверное, так бы и случилось.

В попытках спасти предприятие, было проведено немало совещаний и подписано резолюций, но воз, как говорится, и ныне там. Как альтернативное решение проблемы, неоднократно поднимался вопрос о том, что крупной промышленности в центре столицы не место, и что целесообразно производственные корпуса вынести за черту города, а громадные заводские площади использовать для складов, перепрофилировать и перестроить под торговые комплексы, сервисные центры и жилые кварталы...

ЗИЛ: завод как зеркало российской истории

Некоторую надежду на выход из затяжной стагнации вселило известие о переговорах по созданию совместного российско-китайского производства. Самосвалы HOWO, неплохо зарекомендовавшие себя на российском рынке в течение последних лет, хотели собирать на столичном заводе при поддержке китайских специалистов, технологий и комплектующих. Но мировой финансовый кризис отодвинул эти перспективные планы на неопределенное время.

С февраля 2009 г. завод работает в режиме трехдневной рабочей недели и отчаянно борется с неплатежами и недопоставками комплектующих. Выживет патриарх российской автомобильной промышленности в эти суровые времена или нет – неизвестно. Но если завода не станет, то целая эпоха отечественного автомобилестроения уйдет безвозвратно в прошлое.

В настоящее время, в попытках хоть как-то удержаться на плаву, кроме производства автомобилей завод осуществляет литье церковных колоколов по уникальной технологии. 14 колоколов весом от 8 кг до 27 тонн украшают Храм Христа Спасителя в г. Москве.